Конспект урока
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7315/start/250925/
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Характеристики информационного общества.
- Цифровизация экономики, её черты.
- Область изучения информатики.
- Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Тезаурус:
Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.
Информационное общество – тип сообщества, в котором информационные технологии оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства
Информация – это содержание сигналов, воспринимаемых непосредственно из окружающей среды или с помощью специальных устройств. Это содержание расширяет знания об окружающем мире и его процессах.
Цифровизация экономики – это переход всех сфер традиционной экономики в электронный вид при помощи компьютерных технологий
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Информация – одно из исключительных понятий, для которого нельзя дать четкого определения, потому что область применения этого термина необъятна.
Упрощённо информация – это содержание сигналов, воспринимаемых непосредственно из окружающей среды или с помощью специальных устройств. Получаемые сигналы расширяют знания об окружающем мире и его процессах.
Нынешний уровень развития информационных технологий позволяет перейти к новой фазе развития человеческого общества, которая получила название «информационное общество», автором термина считается профессор Токийского технологического института Юдзиро Хаяши.
Информационное общество – тип общества, в котором информационные технологии оказывают существенное влияние на все сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства и потребления.
Давайте перечислим основные сферы жизни, которые изменяются при переходе в фазу «информационного общества» это:
– экономика;
– управление государством;
– образование;
– медицина;
– культура и искусство.
Основными составляющими «информационного общества» служат средства коммуникации, такие как: телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации.
Давайте разберём на примерах, как информационное общество, влияет на нашу жизнь.
В экономике: происходит цифровизация экономики, иначе можно сказать, что все данные переносят в электронную систему, информация используется как услуга, товар, получает развитие электронный бизнес. Например: использование банковских карт, вместо бумажных денег, покупка и продажа через сеть интернет, пропадает необходимость ехать в магазин, появляется возможность работать удаленно, например, создавая программное обеспечение для компьютера.
В государственной сфере: появляется возможность в электронном виде выразить свое мнение по тому или иному вопросу, возможность оформлять документы удалённо.
В образовательной деятельности: информация становится доступным каждому ресурсом. Появляется возможность учиться, не выходя из дома, например, получать образование заочно, находясь далеко от школы
В медицине: внедрение системы электронных медицинских карт и телемедицины (пациент получает консультацию по аудио/видеосвязи).
Культура и искусство испытывают не меньшее влияние информационных технологий, исчезает необходимость держать дома многотомные энциклопедии, достаточно ввести соответствующий запрос в сети Интернет, также в музеях по всему миру постепенно появляется возможность посетить виртуальную экскурсию.
Информатика, это не только теоретическое изучение информации, но также работа непосредственно с компьютером и его программным обеспечением.
Однако, до начала работы с компьютером необходимо узнать технику безопасности и правила работы с ним. Давайте повторим их.
Техника безопасности включает следующие пункты:
– не размещать на рабочем месте посторонние предметы;
– не включать/выключать компьютер без разрешения учителя;
– не трогать провода, разъемы соединительных кабелей;
– не трогать экран;
– работать с клавиатурой чистыми руками;
– не бегать и не делать резких движений рядом с рабочим местом.
Для того чтобы избежать вредного влияния при работе за компьютером необходимо выполнять следующие правила:
– экран монитора должен находиться на расстоянии 50–70 см от глаз;
– монитор должен находиться на уровне глаз, чтобы при работе не было необходимости сутулиться или вытягиваться.
– каждые 5 минут старайтесь отводить взгляд от экрана и расслаблять глаза, каждые 45 минут прерывайтесь и делайте зарядку для глаз.
Исходя из сказанного, становится понятно, что изучение информатики важно для продуктивной деятельности внутри развивающегося «информационного общества». Разберём, составляющие информатики и дадим ей определение.
Информатика – одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информацию, и информационные взаимодействия в технике природе и обществе.
В 1996 году на международном конгрессе ЮНЕСКО, проходившем в Москве, была предложена следующая структура информатики:
– фундаментальные основы информатики, которые включают изучение общих свойств информации.
– теоретическая информатика, которая включает изучение процессов сбора, хранения, поиска, передачи, преобразования и использования информации в различных сферах жизни.
–технические и программные средства информатики представляют собой разработку правил проектирования программного обеспечения.
– информационные технологии: область, занимающаяся разработкой программного обеспечения или других информационных технологий для решения практических и научных задач
– социальная информатика: разработка методов работы человека с компьютером и его программным обеспечением.
Подведем итог, объектами изучения информатики являются: информация, процессы её сбора хранения и преобразования с помощью систем обработки информации, компьютер, включая его механические части и программное обеспечение.
Разбор заданий тренировочного модуля.
1. Что из перечисленного не является предметом изучения информатики:
– разработка программного обеспечения;
– информация;
– разработка правил техники безопасности;
– преобразование информации.
Объяснение: обратимся к материалу урока, мы уже знаем, что объектами изучения информатики являются информация, процессы её сбора хранения и преобразования с помощью систем обработки информации, компьютер, включая его механические части и программное обеспечение. Исходя из определения, мы исключаем все варианты ответов кроме: «разработка правил техники безопасности».
Ответ: разработка правил техники безопасности.
2. Назовите, какие черты характерны для «информационного общества»?
Варианты ответов:
– общество, которое использует примитивные технологии и ручной труд;
– общество, которое занимается сельским хозяйством;
– общество, которое использует информацию во всех сферах жизни.
Объяснение: обратимся к материалу урока, в нем сказано, что Информационное общество – это такой тип сообщества, в котором информационные технологии являются неотъемлемой частью сообщества и оказывают существенное влияние на основные сферы жизни и общество в целом, информация и знания становятся главными продуктами производства. Исходя из определения, выбираем ответ:
–общество использует информацию во всех сферах жизни.
Ответ: общество использует информацию во всех сферах жизни.
Основная литература:
1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.
Дополнительная литература:
1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.